- А право, как подумаешь, что век
- В земле лежать, так этот промежуток
- Короткий здесь еще дороже станет…
- Примером – ты. Бесчестно в бой вступил
- С судьбою ты, чтоб смерти день отсрочить;
- Жену убив, ее живешь ты жизнью…
Далее следует диалог. Некоторые реплики отца язвительны и смешны, более подходящи для комедии:
– Почаще жен меняй, целее будешь.
Сын, упрекая отца за страх смерти, напоминает:
– Умрешь и ты – зато умрешь бесславно. До мертвого бесславье не доходит. Такой старик… И хоть бы тень стыда…
Отец, указывая на труп его жены, парирует:
– Вот в этой был и стыд, да без рассудка.
Бытовой спор у бездыханного тела самоотверженной женщины производит комический эффект. Тем более что завершающая сцена разрушает строй трагедии: появляется Геракл, отбирает Алкесту у бога смерти и возвращает живой и здоровой мужу. Такой неожиданный и немотивированный счастливый финал, возможно, нравился публике, но снижал трагедийный накал. Пожалуй, Еврипида можно считать основоположником трагикомедии и драмы.
Одна из наиболее популярных трагедий Еврипида – «Медея». Она посвящена дочери царя Колхиды, волшебнице, которая, влюбившись в греческого героя Ясона, помогает ему – вопреки интересам родины – добыть золотое руно. Она бежит из отчего дома, в Греции у них с Ясоном рождаются двое детей, но он ей изменяет, решив жениться на царской дочери. Мучимая ревностью и отчаянием, желая отомстить супругу, она убивает невесту Ясона, ее отца и своих детей. Надо заметить, что сюжет и смысл мифа о Медее и Ясоне значительно сложней и философичней; там герой приходит к краху, полагаясь не на свои силы, а на могущество колдуньи-Медеи. Драматург сознательно переводит трагедию в психологическую плоскость. Медея, лаская детей, произносит